ТУРАН И ИРАН
ТУРАН – древнеперсидское название региона Центральной Азии, что буквально означает «земля Тура». Первоначальные туранцы – иранские племена авестийской эпохи.
Как народ «туранцы» являются одним из двух иранских народов, оба происходят от персидского Фаридуна, но имеют разные владения и часто находятся в состоянии войны друг с другом.
Исторические упоминания «Турана» восходят к древним цивилизациям Центральной Азии и Ближнего Востока. Этот термин и его производные использовались в различных исторических и мифологических контекстах, часто символизируя огромные пространства земель, простирающиеся от Каспийского моря до великих степей Центральной Азии.
Фактически, согласно рассказу “Шахнаме” Фирдоуси, по крайней мере 1500 лет спустя после Авесты, в основнрм кочевым племенами, населявшими эти земли, правил шах Тур/Турадж который был старшим сыно шахин-шаха – императора Фаридуна в древнеиранской мифологии.
По мере расширения Персидской империи термин «Туран» стал символом геополитики того времени. Эпические сражения между иранскими и туранскими войсками стали постоянной темой в персидской литературе. Следовательно, имя Туран сохранило свой оттенок отчетливой, гордой идентичности восточно-иранских народов.
В “Шахнаме” Туран отождествляется с тюрками, хотя в культурном отношении между туранцами “Шахнаме” и культурой древних тюрков нет никакой связи.
В тюркском культурном контексте «Туран» стал обозначать более широкое чувство единства среди тюркоязычных народов.
Шовинистическая концепция туранизма, возникшая в XIX и начале XX веков, была направлена на объединение тюркских, а иногда и финно-угорских народов на основе общего языкового и культурного наследия. Теперь название Туран приобретает символическое значение в укреплении пантюркской солидарности.
Популярность и распространение названия «Туран» менялись со временем и географически. В наше время это имя достаточно распространено в таких странах, как Турция, Иран, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан и др., хотя отражает его глубокие корни в древнеиранской истории и культуры. Его использование в тюркоязычных странах, не означает возрождение интереса тюркских народов к своей истории, а идет явное воровство истории и наследия древних народов Ирана и Турана.
Но в реальности, и сегодня название Туран должен воплощать в себе богатое полотно истории, культуры и мифов. Имея, именно персидские корни, он должен символизировать наследие персидско-таджикских народов.
Название “Туран” благодря на свое древнее происхождение, должен продолжать находить актуальность.
Одним словом, «Туран» и “Иран” являются историческими свидетельствами прочной связи между именами и культурной самобытностью современных таджиков и иранцев.
ФБ, “Тураника”,
12.06.2024.